Достигаем бизнес-целей с сильным digital-продуктом
Заполните форму, мы свяжемся с вами и обсудим задачу
Мы⦁используем cookie-файлы, необходимые для⦁работы нашего сайта. Продолжая использовать сайт, Вы⦁соглашаетесь со⦁сбором и⦁обработкой данных. Подробнее

Школы IT: что делать, куда идти?

Всем привет! Меня зовут Сергей Галактионов, я технический директор компании PROFSOFT и преподаватель направления backend в Profsoft Academy.

С ростом популярности разработки, вопрос IT-школ становится все острее. Главная проблема - завышенные обещания, гарантирующие ажиотаж работодателей вокруг вас. Это конвейер клише, вроде «айтишники=большие зарплаты». В реальности есть свои нюансы, которые принято замалчивать. Тем не менее существуют школы, достойные внимания. Как их отличить – об этом и поговорим.

Зачем Вам в IT?

Чтобы идти в направление, нужно изначально понимать реальную специфику отрасли. Вся индустрия строится на грейдах. Их смысл в отражении Вашего профессионального уровня, а не зарплаты, как многие полагают. На этот рост уходят огромные силы. В моем понимании, IT — это именно та отрасль, которая больше всего зависима от саморазвития. Если в твои планы не входит учиться всю жизнь, можно смело выбирать другое направление. Тут знания устаревают моментально.

Если мы берем Enterprise-разработку (скажем java, delphi, oracle), то ты вполне можешь работать в каком-нибудь банке с базовыми знаниями. Но если решишь оттуда уйти, неожиданно выяснится, что требования рынка изменились — так уже не пишут (исключение: если Вы уходите в другой банк). А в целом языки программирования постоянно меняются, вносятся новые парадигмы. Особенно это заметно в мобильной и фронт разработке. Каждые пару лет выходят новые версии, со своими несовместимостями и сменами подходов. Оставаясь только на уже приобретенных знаниях, ты теряешь связь с сегодняшней повесткой в индустрии.

Если Вы дочитали до этого момента и еще не передумали идти в IT, то мой совет поумерить аппетиты на первых порах и спокойно идти на должность джуна за 30 тысяч в месяц.

Распиаренные направления всегда кричат о своей популярности. Однако, в крупнейшие компании поступает несколько человек, особенно отличившихся на курсе. Вдумайтесь в цифру: не несколько сотен человек, и даже не десятков. Всего пару. Это похоже на случаи, когда после удачно прошедшей олимпиады, победителей приглашают работать в Google. Такие случаи есть, но это одаренные самородки. Поэтому если Вы не один из них, вернись к моему первому совету — сбавьте свои притязания на рынок труда и смиритесь с суровой реальностью.

Как выбрать школу?

Как я уже сказал, школы вызывают неоднозначное отношение. Виной тому сама идея их открытия. Расскажу на примере:

Мы столкнулись с потребностью открыть школу, когда не могли нанять в офис сотрудников. Это были доковидные времена, когда удаленка не была еще так распространена. Мы понимали, что потенциальные кандидаты не знают нашего стека и тогда приняли решение попробовать обучать людей под себя. Формат рождался стихийно. Мы делали учебный проект и рассказывали темы одну за одной.
Формат зашел и, главное, был результат. По общим метрикам это были стажеры, но знающие наш стек.
Спустя 2 месяца обучения их можно было сажать на боевые проекты. Естественно, под руководством наставника. Тем не менее они знали, что нужно делать. После года ощущалось значительное расширение кругозора и укрепление знаний. Так, в нашей экспертизе, человек становился полноценным мидлом с актуальным опытом.

То есть, в нашем случае, потребность в школе вытекает из необходимости в конкретных разработчиках. Мы делаем это абсолютно бесплатно. Но существуют и другие школы — коммерческие. Как правило, это обучение с немалым ценником, растянутое в год. По итогу обучения Вам дадут сертификат и отправят с завышенными ожиданиями в реальный рынок труда, где вас никто не ждет.

Чтобы было не стыдно за школу, как за продукт, нужно абсолютно по-другому к этому относиться. Необходимы хорошо подготовленные лекции, презентации, проекты и структурированный материал. Важно не просто получить оценку, а провести подробный разбор со всеми реальными вводными, которые встретятся по факту. Это совсем другие трудозатраты.

Есть еще нюанс — нахождение в офисе. Оно дает возможность студентам общаться, обмениваться опытом, наблюдать за течением проектов и вливаться в офисную жизнь. Это укрепляет полученные знания и помогает расти быстрее. Допустим, студент в июне пришел в офис джуном, но за 2−3 месяца смог стать уже джун+.

Таким образом, если Вы до сих пор не передумали идти в IT, при выборе места обучения, полагайтесь на историю и причины образования школы. Громкое имя компании на Ваш личный успех не повлияет. И всегда старайтесь выбирать реальное общение в среде, оно даст Вам лучший результат и лояльность компании.

Что будет конкурентным преимуществом?

Всегда есть вариант отличиться победами в больших конкурсах и олимпиадах. Или выпустить мобильную игру. Это реальная возможность показать Ваш опыт. Пусть у нее не будет 100 тысяч скачиваний, главное, что она выпущена. Это и будет лучшим портфолио.

Как остаться после школы в компании?

Нужно понимать, что часть кандидатов отсеивается еще в процессе обучения: кто-то банально бросает на середине пути. Из реального примера: в этом году у нас было 400 заявок, из них на обучение взяли 80 человек. Некоторые здраво не оценили свои силы в начале и бросили на полпути. Те, кто прошли все обучения, выполняют итоговое задание и из них, в лучшем случае, мы отберем в штат 14 человек.
Нельзя давать возможность пробоваться на стажера, если человек не может еще на обучении закончить проект. В то же время, когда человек закончил проект, он уже имеет мотивацию и настроен хорошо работать.

Таким образом, с самого начала нужно определиться, действительно ли вы хотите идти по этому пути. Серьезность намерений зачастую определяет Ваш потенциал.

Какие направления работы есть?

Можно выделить продуктовые и аутсорсные компании. Есть еще аутстаф — это когда ты приходишь в компанию, но тебя сразу продают в другое место.

Так вот, разница первых двух в том, что в аутсорсе постоянно меняется фокус задач. Уровень дохода меньше, но есть возможность выбирать проекты, менять отрасли, набираясь тем самым больше опыта. Аутсорс для разнообразия.

Если мы говорим про продукт, допустим, крупного банка: вы будете иметь выше оплату, но довольно однотипные задачи. Это размеренное выполнение уже понятных требований.
Поэтому важно трезво понимать свои изначальные желания. Стратегия нужна еще с самого начала пути.

Подведем итоги

Обучение происходит не везде, где учат. И уж тем более, оплаченный курс не гарантирует уровень знаний. Свой потенциал Вы сами закладываете еще в начале пути, поэтому важно трезво смотреть на себя и окружающий мир. Тем более, что текущие реалии диктуют свои условия — количество IT-компаний сократилось и устроиться джуном стало сложнее. Если Вы идете в IT за большими деньгами, будьте готовы не просто работать, а полностью отдаваться процессу. Крупные компании джунов берут редко, что бы Вам не говорили на курсах. Для получения результатов придется долго и кропотливо работать. При всей увлекательности проектов даже на аутсорсе, в первую очередь, это работа. А значит, от вас ждут результаты и усердие.